Креативность
Урок 4

Вас когда-нибудь посещала мысль, что всё, что можно придумать, уже придумано? У нас есть интернет, мобильные девайсы, на которых мы делаем уже всё, что угодно. Или любимая киновселенная с десятками персонажей, про каждого из которых сняли не один фильм и сериал — ну сколько можно-то, вроде бы все истории рассказаны! Люди путешествуют по миру на самолёте целый век, и принципиально нового вида транспорта близкого по соотношению цена-качество не создашь.
И тут в новостях появляются:

  • обезьяна, силой мысли играющая в видеоигру
  • анонс очередного сериала с пятёркой старых и десятком новых героев
  • суперскоростной подземный транспорт
Значит, нет никакой финальной точки? Откуда берутся все эти новинки и как их придумывать?
Креативность
Креативность — способность создавать принципиально новое или менять старое с помощью нестандартных подходов.
Игорь Намаконов, один из известнейших российских креативщиков, в своей книге «Кроссфит мозга» разделяет креативный процесс на три составные части:
  • 1
    «Умение соединить» — скорость, ловкость и остроумие, с которым вы соединяете разрозненные элементы, зависит от того, как хорошо вы владеете методами генерации идей.
  • 2
    «Уже известные элементы» — чем больше развита ваша эрудиция и эстетическое чувство, тем легче вам будут приходить на ум новые интересные сочетания.
  • 3
    «Уникальным образом» — необходимо оценить качество и уникальность свежей идеи.
Креативность — один из самых востребованных навыков XXI века. Человечество всё быстрее движется к разнообразию: никто уже не готов покупать одинаковые автомобили Генри Форда, ходить в кино раз в полгода, работать на одном месте всю жизнь. Мы живём в информационную или постиндустриальную эпоху, когда главная ценность, которую создаёт человек — инновации, идеи, прорывы. Миллионы людей каждый день делают вклад в то, чтобы наша жизнь завтра совсем не была похожа на вчера.
Такая перспектива может напугать: если настолько быстро всё меняется, что же с нами станет к концу жизни? Мы будем роботами? Не исключено. Прелесть будущего в том, что никто не знает, как именно оно будет выглядеть. Но, как правило, когда будущее становится настоящим, большая часть человечества уже к нему готова. Представьте, 100 лет назад не было стриминговых сервисов, доставки еды, сенсорных экранов в каждом доме. Что бы о нас сегодняшних, погружённых в гаджеты с утра до ночи, подумали тогдашние люди?
Вероятно, что мы сошли с ума, и в нашей жизни уже нет места поэзии, вкусной домашней еде, встречам на природе.

Процесс создания новых смыслов и изменения жизни вообще — абсолютно естественный. От каждого зависит, в какую сторону этот процесс пойдёт. А как стать его частью? И что нужно, чтобы креативить?
Магия прорыва
Доктор Эммет Браун из фильма «Назад в будущее» долгие годы пытался изобрести что-нибудь, что всерьёз изменило бы мир. Особого успеха он добиться не мог, пока однажды не ударился головой об унитаз. Бам – прорыв! В этот момент он увидел сердце будущей машины времени.

Сюжет, конечно, не новый – вспомним Ньютона, Менделеева и других. У каждого из этих учёных однажды наступил момент, который всё изменил. Бизнес-тренеры Оливия Фокс Кабейн и Джуда Поллак в книге «Сеть и бабочка: Как поймать гениальную идею. Практическое пособие» подробно разбирают креативный процесс. По их мнению, всё начинается с прорыва – внезапного скачка, который резко меняет ваше восприятие и позволяет создать нечто новое.
В бизнесе понятием «прорыв» часто называют идеи, которые решают проблему или удовлетворяют потребность совершенно новым способом. Общепринятого определения понятия «прорыв» не существует, и мы определяем его как момент, когда вы прорываетесь через мешающие вам ограничения. Социолог и писатель Марта Бек рассматривает прорыв как «изменение понимания мира благодаря тому, что линзы, сквозь которые вы смотрите на мир, вдруг чудесным образом изменились. И как же это приятно!»
Кабейн Оливия Фокс, Поллак Джуда
Сеть и бабочка: Как поймать гениальную идею. Практическое пособие»
Прорывы бывают разными, авторы выделяют четыре типа:
  • Эврика.

    Внезапное озарение, которое бывает у людей, которые долго концентрируются на одной теме. Они как будто близки к решению, но ничего не выходит. И тут — эврика! Чтобы она вас посетила, нужно не только долго и усердно работать, но и периодически отвлекаться. Как только ваш мозг переключается и расслабляется, перестаёт думать о проблеме, он может внезапно сгенерировать то, что вам нужно для того, чтобы «пазл» сложился. Учёному, который день и ночь ищет ответ в лаборатории, стоит попробовать выйти погулять по набережной — возможно, именно там он его и найдёт.
  • Метафорический прорыв.

    Здесь всё сложнее. Такое озарение может прийти человеку, который погружён в абсолютно другую тему. Это не конкретная идея, а набор образов, порой абсурдный, который вы позже можете додумать и на основе этого совершить открытие. Прорыв может случиться даже во сне. Например, изобретателю Элиасу Хоу приснилось, что он оказался в плену у племени дикарей, которые наставили на него копья. Хоу заметил, что у всех копий в наконечнике есть отверстие. Позже благодаря этому сну он изобрёл швейную машинку с закрытым стежком, главной особенностью которой стала игла с отверстием на остром конце. Никогда не знаешь, где тебя поймает такой прорыв, поэтому лучше всегда держать при себе блокнот или заметки в телефоне.
  • Интуитивный прорыв.

    Похож на «эврику» — доступен тем, кто давно работает над одной проблемой. Многие годы в мозге собираются тысячи фактов по нужной теме. Однажды вы понимаете, что нужно сделать именно так — и не понимаете, почему. Например, вы уверены, что надо смешать именно эти два ингредиента, чтобы получить новый коктейль, который сведёт с ума полмира. Откуда у вас это ощущение — неизвестно, но, если довериться ему, результат может превзойти все ожидания. Так Томас Эдисон придумал фонограф. Собирая ради развлечения прототип телефона, он прикоснулся булавкой к вибрирующей диафрагме, с которой работал. Ему интуитивно показалось, что если он будет говорить, то острие булавки будет проделывать углубления в фольге под диафрагмой. Если провести затем булавкой по этим углублениям, она будет вибрировать и воспроизводить звук. И он оказался прав! В отличие от «эврики», интуитивный прорыв не даёт моментальных решений, он лишь показывает путь, по которому стоит двигаться.
  • Парадигмальный прорыв.

    Доступен далеко не всем, чаще случается у выдающихся личностей. Прорыв парадигмы — это глубинное озарение о системе мышления, которое фундаментально меняет правила, по которым живёт мир. Например, Ньютон, глядя на яблоко, падающее на землю, понял, что та же самая сила, что тянет вниз яблоко, управляет движением небесных тел. У Эйнштейна тоже случился такой прорыв. Он не увидел теорию относительности во сне — ему потребовались недели, чтобы изложить её. Однако, без прорыва ничего бы не вышло.
Кабейн Оливия Фокс, Поллак Джуда «Сеть и бабочка: Как поймать гениальную идею. Практическое пособие»

Многие считают, что революционные идеи приходят либо к гениям, либо к везунчикам. Однако сделать открытие способен каждый. Мыслительные прорывы непредсказуемы, как полет бабочки, но их можно поймать, если правильно расставить сеть. Исследования в области нейрофизиологии показали, что внезапные озарения — на самом деле предсказуемая часть сложного мыслительного процесса. Авторы книги «Сеть и бабочка» рассказывают, как развивается процесс мышления, приводящий к прорыву, как его запустить, что может ему мешать и как придать ему дополнительный импульс. Они дают набор инструментов, повышающих шансы на озарение, и множество упражнений, которые помогут применить науку на практике.

Как поймать прорыв
«Включи голову!», «У меня мозг уже не работает». В речи мы часто описываем мозг как машину: куча шестерёнок, сложные процессы, одновременно с этим – естественное устаревание и периодическая утомляемость. Всё так, но у мозга есть важное отличие от машины: он работает всегда, выключить его невозможно. Выделяют два режима его работы:
Концентрации внимания – исполнительный режим, помогает выполнять задачи. Выучи стихотворение, помой руки, дойди до метро, подумай о живописи Дали… всё, что мы директивно просим сделать мозг, работает через исполнительную сеть (ИС). У этих задач есть цель и конкретное действие, которое нужно совершить для её достижения. Когда мы устаём после дня учёбы, работы или спорта, мы снижаем активность именно этого режима – сокращаем количество задач.
Расслабленного бодрствования – творческий, гораздо более непредсказуемый режим, который обычно активируется во время отдыха. Отключить его невозможно, управлять им практически нереально. Тут задействована сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ), позволяющая устанавливать связи между полученной ранее информацией, создавать ассоциации, генерировать идеи и внезапные озарения. В общем, отличная почва для прорывов.
Чтобы «поймать» прорыв, нужно грамотно чередовать оба режима. Проще всего это делать в «пограничных» состояниях или при изменениях окружающей среды. Очень важно не расходовать энергию мозга на информационный шум. Вот какие советы дают учёные для эффективной «ловли» прорывов:
  • Будьте внимательны к засыпанию и пробуждению
    Некоторые даже кладут блокнот с ручкой возле кровати на случай внезапного прорыва. Перед и после сна мозгу проще всего обратиться к СПРРМ, обработать информацию и дать вам оригинальное решение проблемы.
  • Гуляйте или хотя бы ходите
    По словам Мэйсона Карри, автора книги «Режим гения», это единственная привычка, общая почти для двухсот наиболее успешных изобретателей и новаторов мира. Ходьба помогает «отключить мозг» (вернее, режим концентрации внимания) и дать разгуляться СПРРМ. Идеальный вариант — прогулка по улице, но и беговая дорожка, да даже коридоры офиса подойдут. Делайте перерыв хотя бы раз в день и ходите. А ещё, держите наготове заметки — возможно, вас посетит прорыв, когда вы будете в парке.
  • Меняйте обстановку
    Не только физическую (новый шкаф в гостиной или весенняя стрижка), но и звуковую, психологическую. При изменениях мозг выходит за рамки усвоенного шаблона и начинает смотреть на происходящее несколько иначе. Получает новый опыт, на основе которого может предложить оригинальные решения старых проблем.
  • Тратьте меньше сил на телефон
    Особенно на бессмысленную почту и ненавистные пуши. Мозг вырабатывает гормон дофамин и от лайка в инстаграме, и от прорыва. И на то, и на другое нужна энергия. Поэтому, если вы ищите озарения, попробуйте устроить небольшой цифровой детокс (отказ от гаджетов).
  • Проводите мысленные эксперименты
    Полезный способ переключения. Представьте, например, как бы выглядел мир в невесомости. Или если бы рыбы умели ещё и летать. Чем детальнее вы представляете себе такие несуществующие миры, тем интереснее мозгу. Кто знает, куда приведёт вас фантазёрство — к написанию книги или изобретению нового летательного аппарата?
  • Общайтесь с людьми
    Чем разнообразнее круг общения, тем лучше. Спрашивайте, что происходит в других сферах, интересуйтесь жизнью, старайтесь быть в курсе происходящего. Человеческое общество — отличный источник пищи для размышлений.
  • Записывайте
    Чем больше, тем лучше, желательно от руки. Что-то, что вы узнали, что вас поразило. То, что вы запишете, отпечатается в памяти гораздо лучше. Впоследствии мозгу будет проще вернуться к этой информации и использовать её для генерирования новых идей.
Что нас останавливает?
Страх и тревожность – два главных врага креатора. Мы боимся, что нас не поймут, что-то пойдёт не так, что-то не получится с первого раза. Хочется забиться в угол, накрыться пледом и никогда не выходить за установленные рамки.

Например, вы – учёный, который годами работает над решением проблемы. Вы близки к решению, но вам страшно: вдруг я так и не найду ответ, прорыва не будет? Я ничтожество!

Или вы офисный работник, которому очень надоела его компания, вы очень хотите что-то поменять, но как – непонятно. И тут вы совершаете прорыв – у вас появляется бизнес-идея. Но и здесь поджидает страх: вдруг я не смогу претворить идею в жизнь? Потеряю деньги, веру друзей в меня. Может, и не стоит тогда ничего затевать, остаться в офисе?

Фокс и Джуда перечисляют проявления страха, опасные для креатива, и рекомендации по работе с ними:


  • Синдром самозванца
    Страх, что вас разоблачат как обманщика. Да, вроде бы я неплох в химии. А что, если мне так только кажется? Если все мои успехи в ней — череда случайностей?
    Решение
    Создайте новое самовосприятие и подкрепите его конкретными свидетельствами. Например, вы больше всего сильны в органической химии. Сделайте несколько публикаций, выступите на конференциях — у вас сразу появится подтверждение способностей.
  • Внутренний критик
    Голос в вашей голове, который постоянно ругает вас. В креативной деятельности это часто мешает создать финальный продукт. Например, вы пишите сценарий рекламного ролика, переписали уже три раза и всё никак. Кажется, что написано слишком поверхностно/банально/скучно и так далее. У конкурентов сюжеты гораздо мощнее!
    Решение
    Выяснить, кого именно вы имеете в виду, когда говорите себе, что «все» что-то делают лучше, а потом создать новую общность «всех», на которую можно ссылаться. Например, «все» — не все сценаристы мира, а только те, кто только-только вошёл, как и вы, в профессию, делает первые шаги. Возможно, на их фоне вы будете выглядеть звездой.
  • Перфекцио-низм
    Ощущение, что вы никогда не бываете достаточно хороши, всегда делаете меньше и хуже, чем должны. Вроде хорошее сочинение получилось, но вот тут нужно было чуть больше раскрыть тему, здесь добавить деталей, там показать альтернативную точку зрения…
    Решение
    Знать, что ошибки драгоценны и что другим нравится ваше несовершенство. Вы учитесь постоянно, и никакой опыт не проходит зря. Если вы сделали правильные выводы из работы над этим сочинением, то в следующий раз напишете гораздо лучше. Кроме того, думая об ошибках, не забывайте, что идеала в большинстве сфер нет, а вот авторский стиль — то, что людям нравится и за что они готовы платить.
  • Максима-
    лизм
    Стремление делать всё лучше и больше других. Все готовят доклад на одну из трёх тем на выбор? Подготовлюсь по всем трём сразу! Ну и что, что не буду спать ночь, зато выстрелю лучше всех.
    Решение
    Ограничить стремление к большему. Подумайте, зачем вам «перепрыгивать» кого-то и что-то доказывать. Возможно, вашего усердия даже никто не заметит. Расходуйте энергию аккуратно и только по делу.
Каждый страх индивидуален, и прорабатывать его нужно по-своему. Не забывайте иногда расслабляться, спокойно смотреть на то, что делаете, и прислушиваться к эмоциям, которые испытываете.
Ассоциативное мышление как фундамент
Представьте огромную сеть. Сотни тысяч узелков связаны друг с другом нитями. Из любой точки сети можно попасть в другую, выстроив правильный маршрут по узелкам. Так работает интернет и человеческий мозг.

Мозг способен связывать понятия из разных сфер и объединять их по любым признакам: начинаются на одну букву, жёлтого цвета, нравятся маме, их невозможно потрогать… и так далее. Это ассоциативное мышление, мощный инструмент, лежащий в основе креатива.
Говорят, всё новое — хорошо забытое старое. Скажем иначе: всё новое — синтез нескольких старых вещей в новых условиях. Мы используем наработки из собственной жизни и опыт целых поколений, чтобы создать инновацию, интересный сценарий или яркий доклад на конференции.

Чтобы вызвать ассоциации, попробуйте использовать семь вопросов. Они подойдут как для креативной разминки, так и для работы. Рассмотрим их на примере банана.
  • Как можно взглянуть на это иначе?
    Банан рассматривают в основном как вкусную еду, а что, если посмотреть на него как на красивое растение, которое украсит любой сад и поможет отгородиться от соседей?
  • Как можно использовать это иначе?
    Банан можно не есть, а использовать как бумеранг (или нет?).
  • Что, если перенести это в другой контекст? Представьте банан в открытом космосе. Интересно, по какой оси он будет интенсивнее вращаться? Он никогда не испортится в вакууме
  • Что, если объединить это с чем-то абсолютно новым и непохожим?
    Возьмём банан и циркуль. Что получается? Держатель для банана? Роспись банановой кожуры иголкой?
  • Что, если изменить какую-то часть этого? Например, кожура — мягкая и съедобная, а сердцевина жёсткая и невкусная.
  • Что, если сделать на основе этого что-то новое? Скажем, банановое топливо или пиво
  • Какое еще применение этому можно представить?
    Например, на кучке бананов можно отлично поспать, если матраса нет.
Накачиваем креативные мышцы: кроссфит для мозга
Чтобы натренировать креативность, недостаточно хорошо отдыхать и спать. Здесь, как и в случае с остальным телом, важно поддерживать тонус.

Игорь Намаконов, обладатель Каннского льва (главная награда в мире рекламы) и креативщик, собрал десятки способов прокачать креативность. Он назвал это кроссфитом мозга.
Вообще, кроссфит — популярный формат тренировки, включающий поочерёдные упражнения на разные группы мышц: бег, гимнастика, тяжёлая атлетика и другое. Такое многоборье для городского жителя. Мы задействуем разные части тела — в результате улучшаем самочувствие в целом, повышаем силу и выносливость.

Для мозга тоже можно собрать комплекс упражнений и регулярно заниматься, чтобы стать эффективнее и креативнее. Намаконов отмечает, что для мозгового кроссфита тоже очень важно правильно дышать (как можно глубже, чтобы лёгкие заполнялись полностью), хорошо есть и спать (мыслительный процесс сжигает не меньше, а порой и больше калорий, чем спорт). Ещё важно ставить себе достижимые цели, чтобы кроссфит не был бесполезен. Наконец, тренировки должны быть регулярными, иначе в них не будет смысла.

Намаконов перечисляет упражнения на разные группы «креативных мышц» в книгах «Кроссфит мозга» и «Креативность: 31 способ заставить мозг работать». Приведём некоторые, с которых можно начать новичку.
Носки в холодильнике
Возьмите лист бумаги или телефон и задайте себе 6−7 вопросов про вашу повседневную рутину. «Какой рукой я чищу зубы?», «Сколько минут готовлю завтрак?» и так далее. А теперь подберите к каждому пункту как минимум три альтернативных решения. Например, чистить зубы можно правой рукой, левой, по очереди, как-нибудь хитро держа щетку двумя пальцами. Или вообще попросить родственника почистить вам зубы. Завтрак можно попробовать приготовить в два раза быстрее или, наоборот, в три раза дольше.

Каждую неделю в течение месяца выбирайте один шаблон для переделки и запускайте альтернативный сценарий его исполнения. Это может выглядеть глупым и неприятным, но зато запускает процесс нестандартного мышления — с научной точки зрения такие упражнения активизируют новые связи между разными отделами мозга (вспомните сеть с узелками, о которой мы говорили выше).
Лампа Алладина
Встретившись с близким человеком, договоритесь, что у вас есть 10 минут, чтобы нагуглить 5 фактов, которые наверняка не знает ваш собеседник (самое высокое здание в мире, самый длинный кот, количество произведений Шекспира и так далее). Закончив онлайн-сёрфинг, надо провести мини-викторину по этим вопросам. Так вы оба расширите кругозор и получите больше топлива для креатива.
Упражнение на приручение 5 чувств и поиск творческих триггеров
Зрение — прогуляйтесь по своему району с записной книжкой или заметками в телефоне, найдите и опишите всё, что похоже на неумышленно созданные арт-объекты (например, дыра в асфальте в виде сердечка).

Обоняние — составьте список запахов своей улицы (не менее десяти), пытаясь разложить их на отдельные нотки: пряности, цветение сирени, дезодорант бегуна, свежая трава и так далее.

Осязание — создайте тактильную карту ближайшей местности: соберите предметы и материалы с разной текстурой, опишите их источники и альтернативные варианты использования.

Слух — опишите район через истории местных жителей. Можно представиться блогером или корреспондентом выдуманного СМИ. Упражнение очень полезно: помимо новой информации вы разовьёте уверенность в себе.

Вкус — сходите на рынок или в супермаркет и купите не меньше трёх продуктов, которые вы никогда не пробовали. Опыт дегустации надо описать подробно, фиксируя все спонтанно возникающие мысли.
Метод Жюля Верна
Жюль Верн предсказал огромное количество изобретений и событий — от электрического стула и телевидения до строительства Транссибирской магистрали. Дело тут, конечно, не в пророческих способностях писателя, а в том, что он регулярно ходил на научные кружки и в клубы, где проводили время лучшие ученые его времени за обсуждением своих разработок. Попробуйте сделать так же. Эффективнее всего будет посещать те места, где можно пообщаться с сильно далекими от вас людьми. Если вы технарь, идите на встречу с модельером, если вы поклонник Ахматовой, можно послушать последние выступления Стива Джобса и Илона Маска и обсудить со знающими людьми. Намаконов советует выполнять такие погружения раз в неделю в течение трех месяцев.
Бодрая скрепка
Потребуется 40 минут. Включите таймер на своем телефоне. Ваша задача — за 10 минут придумать максимальное количество вариантов нецелевого использования простой канцелярской скрепки. Важнейшим условием выполнения является спонтанность придумывания. Ни в коем случае не анализируйте свои варианты. Фиксируйте любую глупость или умность, которая придет вам в голову. Например, скрепкой можно есть сыр или мыть плиту.
Намаконов Игорь, «Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач»

Игорь М. Намаконов, креатор почти с двадцатилетним стажем и владелец креативного агентства, предлагает систему из 23 упражнений для всесторонней прокачки «мышц» мозга, отвечающих за креативность.

Намаконов Игорь, «Креативность: 31 способ заставить мозг работать»

Креативность входит в топ-3 самых востребованных навыков современности. Профессиональный креативщик, автор методики развития креативного мышления Игорь М. Намаконов научит подростков творить прямо сейчас и под запрос, а не когда получается.
Продолжайте поиски, тренируйтесь и не бойтесь
Креатив доступен всем, вне зависимости от того, где вы работаете — в лаборатории, офисе рекламного агентства или на стройке. Каждую сферу деятельности человека можно бесконечно улучшать, открывая всё новые возможности. Постоянно ищите эти возможности, тренируйте «креативные мышцы» и не бойтесь ошибок. В конце концов, не ошибается тот, кто ничего не делает. А тот, кто отважится сделать что-то по-новому, может войти в историю.