Эмоциональный
интеллект
Урок 2
Интеллект — мыслительная способность, умственное начало у человека (по словарю Ожегова). В XXI веке говорят, что интеллект — «новый чёрный», то есть, ценится везде, всегда «в тему» и всем к лицу. Способность творить, запоминать, анализировать — всё это отличает человека от животных, это то, что позволило построить цивилизацию со всеми её плюсами и минусами.

Вы наверняка слышали противопоставление «разум — чувства»? Или «физики — лирики»? Как будто кто-то однажды решил поделить мир на две сферы: одна управляется мозгом, другая — сердцем. Мысли против чувств, интеллект против души. Так вот, это заблуждение: противостояние здесь ни к чему хорошему не приводит, важен баланс. Его помогает обрести эмоциональный интеллект.
Что такое эмоциональный интеллект?
Спорим, что я смогу 10 минут полностью — действительно полностью — посвятить учебе! Мне нужен был какой-то объективный способ проверять себя, что-то вроде школьного звонка, и тут мой взгляд упал на кухонный таймер в форме помидора (или томата, если Италия вам не так близка, как мне) — другими словами, я нашел свой «помидор».
Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники»
Наши чувства обусловлены десятками факторов, о которых мы ещё поговорим ниже. Важно понимать, что все они естественны и их не нужно стыдиться. Каждый имеет право на гнев или грусть, потому что так работает человеческий организм. Сильных эмоций боятся, потому что контролировать их гораздо сложнее, чем разум. Многие решают просто сдаться и «не испытывать» те или иные эмоции, хотя сделать это невозможно. Чувства никуда не пропадают, а просто «закапываются» в глубине личности, пока однажды не вырываются наружу без всякого контроля.

Чтобы этого не произошло, и наш котёл не взорвался, стоит развивать в себе эмоциональный интеллект. С его помощью вы сможете лучше выразить своё состояние и желания, в то же время отдавая должное чувствам и поведению других людей.
Какие бывают эмоции?
Возможно, кто-то и пробовал составить большую энциклопедию эмоций, но это очень сложная задача. Дело в том, что помимо десятков эмоций, у которых есть названия в русском языке, есть ещё сотни и тысячи специфических для каждой культуры.
А у каждой из них — множество оттенков, грань между которыми уловить сложно. Иногда люди испытывают несколько эмоций одновременно, при том не в равной степени, отчего «синтезируется» уникальная эмоция для конкретного человека в текущих обстоятельствах. Представьте, например, что в один вечер ваша любимая команда в напряжённом матче впервые выиграла Лигу чемпионов, вы разбили новый телефон и с вами рассталась девушка или молодой человек. И как же назвать этот букет чувств?
В научных кругах принято делить эмоции на две группы:
Основные
Например, злость, отвращение, страх. Мы унаследовали их от пещерных предков и, как бы мы ни хотели порой от них избавиться, они часть нас. Этим эмоциям мы обязаны жизнью, они опережают мышление и в критических ситуациях помогают быстро сориентироваться в пространстве, порой наделяя нас сверхспособностями через команду «бей или беги». Вспомните истории людей, которые чудом спасались от смерти, совершив прыжок высотой в полтора метра или приподняв автомобиль. Всё это работает благодаря активации основных эмоций.
Социальные
Любовь, благодарность, стыд. Это более сложные эмоции, которые позволяют нам мирно сосуществовать в человеческом обществе. Благодаря ним мы можем общаться и поддерживать связи, заводить новые знакомства. В определённой степени социальные эмоции тоже позволяют нам выживать, ведь мы боимся не только тигра или падающего с обрыва автобуса, но и одиночества.
Из чего состоят эмоции?
Любую эмоцию можно разложить на три части: мысли, физические ощущения и поведение. Иногда эти части проявляются по очереди, иногда одна из них «поджигает» две другие. Рассмотрим три примера:
1) Вы пришли на вечеринку к другу, отлично проводите время. И тут понимаете, что забыли подготовить доклад, который нужно сдать завтра (мысль). Вам становится одновременно страшно и грустно от того, что нужно уходить домой и пытаться успеть сделать доклад до утра. Опускаются плечи, сердце как будто тяжелеет, взгляд тускнеет, хотя ещё пять минут назад вы были счастливы (физические ощущения). Наконец, вы обречённо идёте к друзьям, объясняете им ситуацию, прощаетесь. Они предлагают «забить на доклад», но вы непреклонны, обнимаетесь со всеми и уходите готовить доклад (поведение).
2) За окном потеплело, и вы наконец решили выбраться на улицу побегать в парке. Разминка, начинаем легко бежать. Первые два километра даются очень тяжело. Постепенно ситуация налаживается, каждый новый шаг как будто прибавляет вам сил, вы чувствуете, как легко вам дышится и как приятно размять наконец ноги (физические ощущения). Вы продолжаете бег и думаете о том, что спорт на улице — отличное занятие, потому что не нужно платить за спортзал, кругом отличные виды и можно бегать, сколько влезет, ведь вы так хорошо себя при этом чувствуете (мысль). Тренировка закончилась, вы счастливы, что возобновили бег, чувствуете себя на все 100. Пробежали 5 километров после полугодового перерыва. Весь оставшийся день вы заряжены энергией, решили позвонить нескольким друзьям и родителям, а вечером помочь дяде с ремонтом — кажется, вам сегодня всё под силу (поведение).
3) Вечер после сдачи экзаменов. Все собираются во дворе, чтобы отметить успешную сдачу. Среди собравшихся — девушка, которая вам очень нравится, но вы не знаете, как к ней подступиться. Наконец, вы берёте себя в руки, вам страшно (привет основным эмоциям!), но вы все равно действуете. Подходите, заводите разговор (поведение). По мере разговора вы постепенно расслабляетесь и начинаете получать огромное удовольствие от происходящего. Знаменитые «бабочки в животе» уже здесь, уголки рта приподнимаются, по спине могут периодически пробегать мурашки (физические ощущения). Вы проболтали весь вечер и разошлись по домам договорившись о встрече на следующей неделе. Весь оставшийся вечер вы абсолютно счастливы, что бы ни произошло. В то же время, ваше сознание наводняют тысячи мыслей: а вдруг ей на самом деле было неинтересно? А вдруг у неё другие планы? А куда её пригласить? А как себя повести? Мысли.
Какие эмоции полезны, а какие – нет?
Все эмоции нужны, все эмоции важны!
…наше стремление иметь только «положительные» эмоции, такие как счастье, надежда и сострадание, непродуктивно, поскольку предполагает, что мы должны избегать «негативных» эмоций — негодования, нетерпения и ревности — или подавлять их.
Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники»
Образ мышления — это не то, что дается нам раз и навсегда. Как мы знаем из психологии, человек может выбирать стратегию мышления
Мартин Селигман, «Как научиться оптимизму»
Переживание «отрицательных» эмоций зачастую побуждает нас усиливать их негативными реакциями. Например, сожаление. Очень полезная эмоция, помогающая извлекать уроки из поступков и лучше планировать будущее. Это положительная реакция. Но есть и отрицательная: самобичевание, бездействие, «зря я начал, больше никогда за это не возьмусь». Это более поверхностная и простая реакция, при этом глубоко деструктивная.

Кроме того, эмоции (как те, что считаются «положительными», так и «отрицательные») позволяют нам формировать и выражать идеи и мысли, которые не всегда являются плодом сознательного мышления. Например, злость может побудить к написанию песни. Любовь — к сочинению стихов. Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи.

Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации («я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну»). С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт («не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом»). Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны.
Упражнение 1
Упражнение подготовлено при помощи материалов сайта http://mimc.org.ru/ (Мухаматшина А.К. «Упражнения для развития эмоционального интеллекта»)
Нарисуйте свой автопортрет.
Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги. Раскрасьте его.




А теперь посмотрите на портрет внимательно — зачастую то, как мы рисуем, отражает наше эмоциональное состояние и мироощущение. Посмотрите в нашей скрытой подсказке, как можно интерпретировать ваш рисунок.
Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники»

С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей.

Как развить эмоциональный интеллект?
Прислушивайтесь к интуиции и будьте наблюдательны
Развитие эмоционального интеллекта помогает не только понимать собственные эмоции и управлять ими, но и эффективнее общаться с другими людьми. Чем лучше вы понимаете эмоции других людей, их намерения и мотивы поведения, тем адекватнее реагируете на них и взаимодействуете с ними. Простыми словами, чем быстрее вы поймёте, что ощущает ваш собеседник и каковы его потребности прямо сейчас, тем легче вам будет выстроить с ним диалог: вы поддержите его, если нужно, и он будет вам за это благодарен.

В определении эмоций другого человека не обойтись без интуиции — способности постижения чего-то на бессознательном уровне. Она объединяет сознательную и бессознательную часть разума, связывает эмоцию и мысль — в общем, лежит в основе эмоционального интеллекта.

Бывали случаи, когда вы принимали решение основываясь на некоем предчувствии того, что выбранный вами путь верен? Это и есть интуиция.
Разум и тело постоянно получают информацию из окружающего мира. Когда что-то вызывает у нас сильную эмоцию, наше подсознание обращается к прошлым знаниям и опыту, вспоминая определенный набор обстоятельств — событий, действий, образцов поведения, физических ощущений, мыслей, запахов, вкусов и/или звуков. Оно использует эту информацию, чтобы мгновенно предупредить нас о том, что нам следует остановиться или, напротив, двигаться вперед, поскольку набор обстоятельств правильный.
Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники»)
Исследования показывают, что тело всегда говорит за нас больше, чем язык. Например, согласно исследованиям профессора Альберта Мейерабиана, эмоции и чувства на 7% передаются словами, на 38% — тоном голоса и на 55% языком тела. Это означает, что 93% того, что человек чувствует на самом деле, передается невербально. С одной стороны, это усложняет ситуацию, с другой — создаёт отличную «базу данных» нашей интуитивной части.

Осознав это, попробуйте понаблюдать за собственным «языком тела» и движениями собеседника. Следите за тем, чтобы ваши слова сочетались с жестами, выражением лица и так далее, иначе собеседник может почувствовать себя неуютно. Например, не стоит заламывать руки и хмуриться, когда вы хвалите друга или делитесь идеей стартапа с инвестором. Освойте набор невербальных сигналов (жесты, мимика, тембр) и «привяжите» их к соответствующим эмоциям – тогда целей в общении будет достигать гораздо проще.
Эмоциональные триггеры и стресс – как справиться?
Разбилась любимая кружка. Встали в пробку и опоздали на экзамен. Нашли муравья на кухне. Во всём районе внезапно выключили воду на сутки. Неприятно?

Всё это — эмоциональные триггеры, внезапные события, которые выбивают нас из состояния покоя.
Они могут толкать на плохие поступки разной степени тяжести, от самобичевания до оскорблений ни в чём не повинных людей.

Большинство из нас может справиться с одной вещью, которая провоцирует стресс. Разбилась и ладно. Опоздал — что ж, надо было раньше выходить. Но когда трудности наваливаются скопом, бороться с ними бывает нелегко. В таком случае стресс захватывает разум, мешая мыслить ясно. Для того чтобы найти выход, управлять своим стрессом и уменьшить его, вам нужно успокоить эмоциональную часть мозга и задействовать его рациональную, думающую часть.
Стресс – это состояние, которое возникает, если на карту поставлено то, что вам небезразлично… Испытывать переживания – неотъемлемое свойство человеческой натуры.
Келли Макгонигал, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше»
Келли Макгонигал в книге «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» рассуждает о природе стресса, его происхождении и пользе. Вывод, который делает автор, может показаться неочевидным: стресс полезен, хотя массовая культура убеждает нас в обратном. Стресс в разумных количествах помогает человеку оставаться в тонусе, интересоваться жизнью, совершать новые открытия. Макгонигал ссылается на исследования, согласно которым среди людей, периодически переживающих стресс (предприниматели, главы семей, обычные люди с непростой судьбой) в среднем выше процент удовлетворённых жизнью.

Почему так происходит? Всё дело в переосмыслении и принятии стрессовых ситуаций. Мы не сдаёмся, а анализируем, что произошло и что стоит сделать, чтобы избежать аналогичных проблем в будущем, благодаря чему повышаем качество жизни. Конечно, без эмоций не обойтись, особенно когда триггер только «зажёгся», но дальше в игру должен вступить разум. Разложить ситуацию по полочкам, составить план действий – всё это необходимо, чтобы справиться со стрессом и направить его себе на пользу. Для начала будет достаточно просто встать и пройтись, сделать десять глубоких вдохов. Чтобы вернуть контроль над разумом и эмоциями, нужно успокоиться. Они уже сделали свою работу, сообщив вам об опасности.
Как только вы замечаете, что начинаете реагировать эмоционально, — а вы поймете это по реакции своего тела (ощущается напряжение, дыхание учащается, сердце бьется быстрее) или по своему поведению (готовы заплакать, повышаете голос или резко разговариваете с другими людьми), — вам нужно сделать что-то, чтобы снизить градус эмоций.
Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники»
Упражнение 2
Упражнение подготовлено при помощи материалов сайта http://mimc.org.ru/ (Мухаматшина А.К. «Упражнения для развития эмоционального интеллекта»)
Выберите любую негативную эмоцию, которая вам не нравится и которую вы пытаетесь скрыть ото всех. Вспомните, когда и в каких ситуациях вы чувствовали эту эмоцию.

• Как вы думаете, с чем может быть связано появление этой эмоции именно в те моменты?

• Что эта эмоция хотела вам «сказать»? На что важное вам нужно обратить внимание? Что изменится в вашем поведении или мироощущении, если вы обратите на это внимание?
• Могла ли эта эмоция привести к каким-то позитивным изменениям? Чем она могла вам помочь?

• Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?

Наши эмоции — это своего рода «зеркала» в наш внутренний мир. Они говорят о том, что мы можем бояться признать: о страхе, злости, недовольстве, обиде, зависти. И, пока мы не даем самим себе «зеленый свет» на «проживание» эмоции, мы не можем хорошо видеть ситуацию в целом и понимать наши внутренние мотивы.
Макгонигал Келли, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше»

На протяжении всей жизни мы переживаем множество стрессов. Они связаны с взрослением, старением, учебой и работой, семьей и здоровьем, финансами и общением. Мы привыкли воспринимать стрессы, как что-то плохое, но на самом деле хорошая встряска — мощный источник энергии и универсальное средство для закалки характера, это наш секретный механизм адаптации к самым тяжелым условиям.
Автор рассказывает, как правильно анализировать свои переживания и извлекать пользу из всех неприятностей, которые с нами случаются. Все рекомендации основаны на результатах множества научных исследований в областях психологии и нейробиологии, а также на обширном врачебном опыте самой Келли Макгонигал.

Краткий гид по эмоциональному интеллекту: за чем следить, что учесть
  • У каждой эмоции своё предназначение
    Например, грусть замедляет реакцию организма на внешние раздражители, даёт время на то, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам. Проявления грусти видны окружающим, они могут считать их и выбирать подходящую тактику общения с вами, чтобы помочь пережить потерю. Если эмоцию избегать, заглушать её – она не будет выполнять свою функцию. В таком случае вы не сможете прожить то, что стало причиной появления эмоции. Это чревато потерей жизненных ориентиров, а иногда и проблем со здоровьем. Только качественно проживая свои эмоции вы можете приблизиться к ощущению счастья.
  • Сладкое и алкоголь – не выход, если являются самоцелью
    Некоторые эмоции хочется «заесть» или «запить» и более с ними ничего не делать. Это ошибочная тактика: заглушить эмоцию вы сможете лишь на время, но рано или поздно она к вам вернётся, ещё и с букетом дополнительных расстройств («я толстею», «кажется, у меня теперь проблемы с алкоголем, я ничтожество»).
  • Позитивное мышление – важная составляющая эмоционального интеллекта
    От негативного оно отличается созидательным началом. Проще говоря, когда что-то произошло, лучше думать о том, как выйти из ситуации и какие уроки из произошедшего вынести, чем о том, как всё ужасно. Мартин Селигман в книге «Как научиться оптимизму» рассуждает о природе позитивного мышления. По мнению автора, этому можно научиться. Безусловно, есть факторы, на которые мы повлиять не можем: рост, цвет глаз, место рождения. Однако, большинство того, с чем мы сталкиваемся в жизни, находится в так называемой «нейтральной зоне», где всё зависит от нашего восприятия ситуации и действий. Главное препятствие в этой зоне – выученная беспомощность, реакция отказа, уход в пассивность, которые берут начало в убеждении, что любое ваше действие не имеет никакого значения. В наших силах отказаться от беспомощности и взять ситуацию под контроль, начав с собственного разума и эмоций. В этом помогает эмоциональный интеллект.
  • Отдельно стоит поговорить о смелости
    Мы уже знаем, что страх живёт с нами с доисторических времён. А что с героями? Как бесстрашные люди избавились от страха? Никак! Они всё еще испытывают его, но они научились направлять эмоции на преодоление страха. Эта суперспособность – тоже часть эмоционального интеллекта.
Вы можете проявить смелость — в один короткий, но значимый миг повести себя в соответствии со своими убеждениями, верованиями, намерениями и сделать то, что считаете правильным. (Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники»)

  • Эмоциональный интеллект и общение
    Важная часть эмоционального интеллекта – способность понимать точку зрения других людей, ставить себя на их место, в общем, эмпатия. Это мастерство можно развивать бесконечно, его значимость трудно переоценить.
  • Практикуйте активное слушание:
    задавайте вопросы человеку, когда он рассуждает о важных для него вещах, уточняйте, примеряйте на себя. Анализируйте не только аргументы, но и ощущения собеседника, его движения, тембр и так далее.
  • В доверительной коммуникации высок риск начать давать непрошенные советы из собственного опыта
    Особенно это актуально, если у вас схожий жизненный путь (ходили в одну школу, выросли в одном городе). Но даже если вы уже 20 лет лучшие друзья, чего-то вы можете друг о друге не знать. Например, какие-то темы для вас незначительны, а для друга могут быть важны – старайтесь это не обесценивать. Каждый человек имеет право на то, чтобы чувствовать и думать по-другому.
  • При этом не следует забывать о поддержании собственных эмоциональных границ
    Слушайте, сопереживайте, поддерживайте, но помните, что вы не обязаны быть ничьим спасателем. Важно уметь вовремя отступить – например, если человек ослеп от ярости и больше вас не слышит.
Упражнение 3
Упражнение подготовлено при помощи материалов сайта http://mimc.org.ru/ (Мухаматшина А.К. «Упражнения для развития эмоционального интеллекта»)
Приготовьте отдельную тетрадь или блокнот для записей. Возьмите за правило ежедневно записывать ваши «эмоциональные результаты» за день. На протяжении дня понаблюдайте за собой: какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
А вечером зафиксируйте результат: какие эмоции вам запомнились сегодня больше всего, в какие моменты они возникли.

Запишите, о чем вы думали и что чувствовали в теле в тот момент.
Селигман Мартин, «Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь»

Динамично развивающийся современный мир не делает нам поблажек, и порой даже сильные духом люди сдаются под напором ежедневных задач и проблем. Мы все чаще причисляем себя к армии пессимистов и смиряемся с тем, что дальше будет только хуже. Мартин Селигман — живой классик психологии — утверждает, что пессимиста можно научить быть оптимистом, причем не легкомысленными приемами, а путем сознательного обретения новых навыков. Его методика помогла тысячам людей преодолеть свой пессимизм и депрессию, которая является спутником отрицательных мыслей, обрести свободу строить свою жизнь так, чтобы она приносила удовлетворение и вела к свершениям. Эта книга научит вас осознать ваш внутренний мир и то, как он влияет на вашу жизнь. Изменить свое настроение, избавиться от поражений. Помочь своим детям освоить образ мышления, который стимулирует оптимизм.

Эмоциональный интеллект
и лидерство
  • Лидер – человек, за которым идут люди. Почему они это делают? У лидера за плечами достижения, опыт, он знает, куда нужно двигаться, чтобы достичь успеха. И, что немаловажно, он может донести всё это до людей с помощью эмоционального интеллекта. Чувствовать атмосферу в коллективе, находить правильные слова – всё это части лидерства.
  • Лидеру предстоит сообщать команде неприятные новости: провал проекта, сокращения, неудавшиеся продажи. Передавать такие вещи даже сложнее, чем получать: во-первых, нужно выбрать подходящий момент, во-вторых – управлять реакцией собеседника (разочарование, слёзы, злость). Хотя лидер и не должен говорить лишь то, что требуется другому человеку, но если посмотреть на ситуацию его глазами, можно сказать то, что нужно, наилучшим способом, учитывая все переживания. И сохранить отношения.
  • Для лидера также важна сила воли, ещё один компонент эмоционального интеллекта. Головой вы можете понимать, что лучше будет провести вечер за работой над проектом, чтобы сдать его вовремя, а не идти на вечеринку. Если в такой момент возобладают эмоции, вы просто сдадитесь. Важно соблюдать баланс между рациональным и эмоциональным началом. Настоящий лидер прочно связывает мысли и чувства и направляет их в нужное русло, чтобы достигать нужных результатов.
  • Ещё лидеру важно уметь делегировать задачи. Высок соблазн сделать всё самому, особенно когда речь идёт о предпринимателях. Но в таком случае есть риск быстро сгореть и не добиться и десятой части запланированного. Эмоциональный интеллект помогает осознать важность делегирования, а ещё – грамотно передать задачу нужным людям. При правильном подходе вы не только разгрузите собственное расписание, но и дадите понять, что доверяете команде, потому что готовы делиться с ней частью ответственности.
  • Наконец, в работе лидера не обойтись без обратной связи. Как показать человеку, что он сделал не то, что задумал лидер, при этом сохранив хорошие отношения и не задев собеседника? Развитие эмоционального интеллекта позволяет уходить от простого языка критики («ты сделал это не так, как я хотел!») к более сложному языку конструктива («попробуй сделать это вот так»). Мало кто умеет правильно принимать критику, не уходя в негативную реакцию, поэтому задача лидера – создать максимально комфортные условия и придерживаться позитива в общении.
Прокачивайте эмоциональный интеллект, он поможет вам во всём

Сегодня эмоциональный интеллект зачастую важнее опыта работы и конкретных навыков. Если вы умеете управлять собственными эмоциями и хорошо считываете собеседников, вы можете и продавать, и презентовать, и создавать продукты, даже управлять городом. Тренируйтесь: приглядывайтесь к своим мыслям и чувствам, замечайте эмоциональные триггеры, слушайте людей и наблюдайте за ними. Чем чаще и насыщеннее тренировки – тем больше возможность преуспеть в любой сфере, где работают люди.
Упражнения для развития навыков управления эмоциями
Упражнение подготовлено при помощи материалов сайта http://mimc.org.ru/ (Мухаматшина А.К. «Упражнения для развития эмоционального интеллекта»)
  • 1
    «Дыхание»

    Выработайте привычку: если вы почувствовали эмоцию и поняли, что она вам не нравится, сходу начинайте дыхательные упражнения: дышите медленнее, обращая внимание на выдох.
  • 2
    «Телесные методы»

    Эмоции можно контролировать и с помощью собственного тела. Например, встаньте, пройдитесь и снова сядьте, покачайтесь на цыпочках, сделайте небольшую зарядку для рук или просто крепко сожмите кулаки, а затем отпустите.
  • 3
    «Проблемы»

    Проблемы есть у всех, важно уметь с ними справляться. Возьмите блокнот и выпишите список актуальных для вас сейчас проблем.
    Теперь посмотрите на них под другим углом и представьте, что это не проблемы, а цели для достижения. Перепишите список, формулируя цели позитивно: не используя частицу «не», слова «бросить», «прекратить», «перестать». Затем определите срок для их выполнения и обязательно будьте конкретны — цели не должны быть расплывчатыми.
  • 4
    «Ресурсное состояние»

    Это одно из самых известных упражнений, используемых в групповой психологии для релаксации. Займите удобное положение и попытайтесь вспомнить время, когда вы находились в ресурсном состоянии. Это может быть момент из детства, первый поцелую, поход в кино с друзьями, объятия мамы. Вспомните все до мелочей и ресурсное состояние снова появится.

    Теперь прислушайтесь к вашему телу:
    – Где вы испытываете сейчас самые приятные ощущения?
    – Какой они формы, цвета и размера?
    – Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
    – Какие они на ощупь, могут ли они передвигаться по вашему телу?
    – На что это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?

    Чтобы выйти из этого состояния, просто представьте, будто вы переступаете через невидимую черту, будто бы выходя за порог.
«Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?

Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль – тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.
«Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше – один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую – как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой – ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев – для важных для вас людей.