Лидерство
и работа
в команде
Урок 7
Оглянитесь вокруг: как много талантливых людей рядом с вами, не так ли? Да и вы сами отлично разбираетесь в грамматике русского языка или тригонометрии. А может, здорово играете в футбол. Ваш друг виртуозно исполняет «Кино» на гитаре, а одноклассница знает толк в планировании времени и добилась успехов в личных финансах. Талант не всегда очевиден, но он есть у каждого. Чтобы быть талантливым, не обязательно быть гением, можно просто делать что-то, что вам нравится, чуть лучше, чем это получается у других.

Что если объединить всех этих людей и создать что-то, что изменит мир? Самый вдохновляющий сюжет XXI века: несколько друзей собираются пару раз в неделю с ноутбуками и строят стартап, который потом купит Google. Или репетируют в гараже, чтобы через год захватить тренды YouTube, а потом и стадионы.
Тут встаёт главный вопрос: а как и кто всех соберёт? Кто предложит идею, которая заинтересует таких разных и талантливых людей? Кто будет тем самым основателем чатика стартапа или группы? Кто найдёт помещение и назначит первую встречу? Это делает лидер.

Когда слышим слово «лидер», часто представляем себе главу огромной корпорации, авторитарного лидера страны или коуча, который продаёт курсы по саморазвитию. Но это понятие гораздо шире. Лидеры нужны и в работе, и в науке, и в спорте, и в музыке — везде.

Сегодня люди становятся всё более автономными: у каждого есть свои блоги, телефоны и компьютеры, устремления и идеи. Может показаться, что им не нужны лидеры, ведь мало кто любит, когда им говорят, что делать. Поспорим! Лидеры нужны, но уже не такие, как в XX веке. Нужны не те, кто приказывает, а те, кто вдохновляет и направляет.
Что такое лидерство?
Эффектный предприниматель выступает на сцене и презентует очередной продукт, который переворачивает рынок. Ему удалось основать компанию, которая не только зарабатывает миллиарды, но и меняет образ жизни. Лидер? Безусловно.

Старшеклассница, организовавшая выпуск праздничной стенгазеты, управляя работой журналистов, фотографов и художников из младшей и средней школы. Лидер? Конечно.

Примеры очень далёкие друг у друга, но кое-что их роднит: смелость, умение взять инициативу в свои руки и сделать что-то полезное, объединив усилия разных людей.
Лидерство — … оказание значительного положительного влияния путем построения организации людей, совместно работающих ради достижения общей цели
Коллектив авторов, Брук Мэнвилл, Рон Ашкеназ «Настольная книга лидера: Как управлять собой, вдохновлять команду и вывести компанию на новый уровень»
Такое определение лидерству дают Мэнвилл Брук и Рон Ашкеназ, известные бизнес-консультанты с многолетним стажем, в книге «Настольная книга лидера: Как управлять собой, вдохновлять команду и вывести компанию на новый уровень». Определение может показаться громоздким, но оно содержит всё, что нужно.

Главное здесь — положительное влияние. Лидер — всегда созидатель, который улучшает уже существующее или творит новое, стремясь к идеалу. Он объединяет талантливых людей и организует их работу, чтобы добиться результата, от которого выиграют все. Общая цель очень важна: команда должна стремиться к точке, которую формулирует лидер, будь то концерт в «Олимпийском» или внедрение искусственного интеллекта в выращивание овощей.
Стоит сказать, что лидерство — это не только про полный контроль ситуации и управление. По мнению профессора Гарварда Абрахама Залезника, лидера от обычного менеджера отличает способность творить в условиях неопределённости. Удобно, когда путь из «А» в «Б» более-менее понятен, и вам нужно просто сделать так, чтобы всё (или почти всё) пошло по плану. А что если то, что вы хотите сделать, никто до вас не пробовал?
Скажем, вы работаете над прорывной технологией: не уверены, что эксперимент пройдёт удачно, команда от вас не отвернётся в трудные времена, и что это вообще кому-нибудь нужно кроме вас. Неуютно? Это часть лидерства. Шагнуть в неизвестность и убедить других сделать то же самое — непросто!
Упражнение 1
Упражнение подготовлено при помощи материалов сайта http://window.edu.ru/ (Уварова Е.В. «Тренинг по выявлению лидерских качеств»)
Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

Пример:
М — мечтать (умею)
И — интеллигентность
X — харизма
А — активная позиция в коммуникации
И — интеллект
Л — любовь к жизни
Есть два типа людей… или больше?
«Есть два типа людей: те, кто делит людей на два типа, и все остальные». Это ироничное высказывание появилось в ответ на многочисленные классификации и типологии, которые начали появляться в обществе в прошлом столетии. Действительно, чётко разделить людей на интровертов и экстравертов, физиков и лириков и так далее невозможно: все мы сочетаем те или иные черты и меняемся в течение жизни. Тем не менее, типологии полезны, так как позволяют увидеть, насколько разыми бывают люди, и дают инструменты взаимодействия с ними.

Одна из известнейших типологий личности — MBTI. Она предлагает целых 16 типов: у одних больше развито логическое начало, у других — интуитивное, кто-то чаще руководствуется долгом, кто-то — чувствами. В книге Отто Крегера и Джанет Тьюсен «Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим» подробно разбирается каждый из них.
Как общаться и работать с теми, кто «живёт один раз»? Что если человек склонен действовать иррационально? А как поладить с тем, кто отвергает этику? Стоит ли поручать креатив тому, что привык мыслить исключительно в рамках собственных убеждений? Все эти вопросы предстоит решить лидеру, и разобраться с тем, как работают разные типы личности, будет очень кстати. Грамотно используя сильные стороны каждого и давая напарникам именно то, чего они хотят, можно перевернуть мир.

Главное — грамотно их мотивировать.
Крегер Отто, Тьюсен Джанет «Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим»

Что если, чтобы понять кого угодно, нужна всего одна книга? Больше никаких конфликтов, недопониманий, проблем на работе и скандалов с детьми. Отто и Джанет уже 15 лет профессионально занимаются типоведением и уверены, что с его помощью можно решить любые проблемы. Доподлинно известно, что эта книга уже спасла один брак.
Как мотивировать людей всех типов идти за лидером?
Куда уж проще. Повышаем зарплату, назначаем бонусы за достижения, очерчиваем круг задач — готово
Идеальные условия для сотрудника.
Это называется «Мотивация 2.0». Когда удовлетворение от работы лежит в вознаграждении. Добыл больше всех угля за смену? Вот тебе премия! Заключил в три раза больше контрактов в сентябре, чем в августе? Получай подарок! «Мотивация 2.0» до сих пор работает, особенно в «старых» сферах и компаниях (производство, добыча, логистика, бухгалтерия). Но она быстро устаревает параллельно с тем, как всё больше людей вовлекается в интеллектуальный труд, связанный с созданием новых идей и продуктов.

Лидеру стоит помнить, что люди — не машины, они не могут работать по 24 часа в сутки, и именно так, как хочет вожак. Кроме того, им должно быть интересно, они хотят понимать, зачем выполняют рабочие задачи. При всём при этом — получать достаточно денег, чтобы не только есть, но и ездить на отдых, развиваться. А ещё — работать ровно столько, чтобы остались силы на йогу и курсы испанского. Весь этот комплекс называют «Мотивация 3.0».
Мы знаем, что человеческие существа — это не просто менее крупные, менее быстрые и лучше пахнущие вьючные животные, несущиеся за своей морковкой
Пинк Дэниел
«Драйв: Что на самом деле нас мотивирует»
Дэниел Пинк — бывший спичрайтер вице-президента США Альберта Гора, автор книг о менеджменте и журналист. В своей книге «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует» он объясняет, как работает новый тип мотивации, и почему старый вот-вот умрёт. Он утверждает, что «Мотивация 2.0» уже не актуальна, потому что несовместима с тем, как мы в XXI веке организуем деятельность, что о ней думаем и каковые её условия.

Например, десятки тысяч людей сегодня вовлечены в создание «открытых» систем: Википедии, Linux, Firefox и других. То есть, они создают продукт, который каждый желающий может получить бесплатно. Или работают в некоммерческих организациях, которые пытаются сделать мир более комфортным местом и существуют на пожертвования и гранты. Зачастую такую деятельность совмещают с основной работой: одна для денег, другая — «для души». В «душевной» работе не обязательны даже материальные вознаграждения — удовольствие от процесса и чувство «правильного дела» гораздо важнее.
Кроме того, Пинк упоминает теорию самодетерминации, согласно которой в каждом человеке заложена потребность в «компетентности, автономии и взаимосвязи». То есть, желание быть в чём-то экспертом, быть самостоятельным и иметь возможность на равных общаться с окружающими и обмениваться с ними опытом. Всё это прямо перекликается с «Мотивацией 3.0» — именно поэтому она так хорошо работает.

Например, в прогрессивных компаниях внедряется концепция ROWE (Results-Only Work Environment) — «рабочая среда, ориентированная на результат». Уже упомянутые нами стартапы или музыкальные группы почти всегда строятся по этом принципу. Здесь неважно, сколько ты сидишь и работаешь (или делаешь вид), во сколько начинаешь, во сколько заканчиваешь. Даже не имеет значение, пришёл ли ты на встречу лично или подключился по видеосвязи, главное — результат. Ты можешь делать что угодно и как угодно для его достижения. Тут и компетентность (мне доверили важную задачу, я эксперт), и автономия (могу в три часа дня пойти встретиться с другом), и взаимосвязь (мы выполним эту задачу вместе). По словам Пинка, из команд, которые руководствуются ROWE, люди уходят гораздо реже, чем из консервативных корпорацией с тяжёлой бюрократией и графиком 5/2 с 9 до 18. Если прибавить к этому цель (например, всё то же выращивание овощей с помощью искусственного интеллекта) и поощрение людей просто за то, что они качественно выполняют свои задачи, а не прыгают выше головы — получите коллектив, которые способен на всё! Потому что «3.0» гораздо сильнее, чем «2.0».
Упражнение 2. Тест «Вы лидер?»
Упражнение подготовлено при помощи материалов сайта kzbydocs.ru («Программа деятельности социального педагога в период функционирования детского оздоровительного лагеря»)

  • 1
    Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя
    чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?


    а) встревожитесь
    б) смутитесь
    в) заинтересуетесь

  • 2
    Вы группой разрабатываете сценарий школьного вечера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?

    а) ваши хуже
    б) ваши лучше
    в) ваши не хуже, но и необязательно лучше

  • 3
    Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то
    важное другим?


    а) вас не слушают
    б) вас слушают, но им «слабо понять»
    в) вас обычно слушают и понимают

  • 4
    Вы затратили не какое-то дело много времени. Но вас
    никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили ни
    какой отдачи. Что вы станете делать?


    а) будете обескуражены и все забросите
    б) оставите это дело и перейдете к другому
    в) закончите это дело, потому что считаете это нужным

  • 5
    Вам поручили совсем не «лидерское» задание при подготовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?

    а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера
    вы чувствуете себя неудобно
    б) не станете участвовать, если вас не назначат главным
    в) вы не против того, чтобы иной раз быть рядовым участником

  • 6
    Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?

    а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что
    вы ни на что не годитесь
    б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают
    в) вы извлекаете из неудачи урок, который поможет вам в будущем

  • 7
    Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то
    задания, как вы будете вести дело?


    а) предоставите большую часть работы другим
    б) все сделаете сами
    в) распределите отдельные поручения между всеми в соответствии с интересами и навыками каждого

  • 8
    Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?

    а) неловкость
    б) чувство своего превосходства или неполноценности
    в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения

  • 9
    Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…

    а) недовольство собой
    б) гнев
    в) стремление продвинуть дело

  • 10
    Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут
    не так, как вам этого хотелось бы?

    а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было
    бы, если бы…;
    б) обвиняете во всем других;
    в) ищите пути для продвижения дела дальше.

Теперь подсчитайте количество ответов «а», «б», «в».

7 или больше «а» означают, что вам, для того чтобы стать хорошим лидером, надо вырабатывать уверенность в себе.
7 или больше «б» показывают, что вам надо научиться больше доверять другим.
7 или больше «в» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и других. Ваше отношение к себе и другим позволяет вам быть хорошим лидером.

Если ваш результат на пригодность к лидерству не такой, как вы рассчитывали, попробуйте выяснить причину.
Пинк Дэниел «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует»

В своем провокационном бестселлере Дэниел Пинк убедительно доказывает, что в информационную эпоху бихевиористская система мотивации, основанная лишь на вознаграждении за достижение результата, стала не просто бесполезна, но и в ряде случаев прямо вредит и сотрудникам, и фирме. Но как же тогда мотивировать персонал достигать целей и побеждать конкурентов? Нужно сделать акцент на природном стремлении каждого человека к совершенству, мастерству и независимости и нанимать только тех людей, у которых сильна внутренняя мотивация. Это не так сложно, как может показаться, а в книге вы найдете простые и понятные инструменты построения новой системы мотивации.
Я готов мотивировать и стать лидером! С чего начать?
Перейдём к практике. В этом нам снова поможет «Настольная книга лидера: Как управлять собой, вдохновлять команду и вывести компанию на новый уровень» Мэнвилла Брука и Рона Ашкеназа, которую мы упоминали в начале. Эксперты собрали 6 этапов, в которых объединено всё, что нужно сделать, чтобы стать лидером и оставаться им.
1 этап: построение общего видения
Например, видение Facebook — «давать людям возможность делиться информацией и делать мир более открытым и связанным». А IKEA — помогать улучшать повседневную жизнь для многих людей, предлагая широкий выбор красивых и удобных предметов обстановки по доступным ценам. Видение — это совокупность целей и образа прекрасного будущего, к которому вы стремитесь, красивая картина. Не «заработать денег», а «помочь детям найти своё призвание ещё в школе».

Видение может с годами меняться. Например, вы могли основать пиццерию в маленьком городе и представлять, как станете лидером региона, но через пару лет уже «открылись» в десятках городов по всей стране. Значит, вы «переросли» предыдущее видение, это нормально — создайте новое.

Видение не обязательно формулировать в одиночку. Более того, если вы сделаете это совместными усилиями, ваше общее видение будет прочнее: команда почувствует ещё больше вовлечённости и ответственности.
2 этап: разработка стратегии
Помимо красивой картинки нужен план, карта пути, по которому вы пойдёте к цели. Разумеется, в её разработку тоже можно вовлекать разных людей, которым вы доверяете. Но в конечном итоге именно лидер принимает единую стратегию, и только он должен решать, где, как и когда добиться поставленной цели.

Можно сказать, что стратегия шире задач и чётче видения. Например, стратегией благотворительной организации может быть обеспечение жильём всех бездомных жителей города N к 2030 году. Хорошая стратегия должна формулироваться кратко и выглядеть как руководство к действию, а не мечта.

Определяя свою стратегию, не забудьте ответить на как можно большее количество вопросов. Где и с кем я буду конкурировать? Для кого я буду создавать свою программу или писать музыку? Когда я планирую выйти на следующий уровень? Стратегия, как и видение, может с годами меняться, это нормально — главное всегда держать её самую свежую версию в голове.
3 этап: привлечение выдающихся людей
Об этом мы уже подробно говорили выше, но не перестанем повторять: команда — главная ценность. Лидер привлекает талантливых специалистов, опираясь на «Мотивацию 3.0», предлагает им взаимовыгодное сотрудничество: «Если вы сделаете все возможное, чтобы помочь нам процветать как коллективу, мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам процветать как личности».

Если вы стали лидером, не забывайте постоянно давать обратную связь команде. Регулярно рассказывайте каждому, что у них получается хорошо, а где есть пространство для развития. Помните, что изначально ваша идея только для вас является делом всей жизни, а людей, которых вы приглашаете сотрудничать, нужно умело вовлечь и удержать.

При этом, как говорил бывший гендиректор GE Джек Уэлч, у лидера должен быть «жёсткий ум и мягкое сердце». Приготовьтесь к жёстким решениям: придётся брать в команду только тех, кто лучше других сможет выполнять нужные задачи. А иногда предстоит в прямом или переносном смысле увольнять тех, кто не справляется. Поэтому запускать что-то с близкими друзьями — огромный риск, ведь можно потерять и дружбу, и проект.

Наконец, люди должны продуктивно общаться и работать не только с лидером, но и друг с другом. Обеспечьте комфортную среду, дайте людям свободу взаимодействия. Иногда команду стоит даже поощрять знакомиться и встречаться вне работы, чтобы устранить лишние барьеры.
4 этап: сосредоточьтесь на результатах
Видение и стратегию определили, первую команду собрали. Наконец, начинаем работу. Чтобы не увязнуть в рутине, не потерять первичный драйв и отслеживать движение к цели, установите промежуточные результаты, которых хотите добиться. Например, если готовите университетский проект, наметьте важные точки, достижение которых даст вам знать, что вы на верном пути. Презентация готова — вводная часть есть — интервью записано… и так далее. Лидер должен установить эти точки, сроки их достижения. Ну и не забыть поблагодарить всех причастных после «чекпоинта».
5 этап: новаторство ради будущего
Мастер Йода говорил, что будущее постоянно в движении, поэтому заглянуть в него непросто. Действительно, все ваши действия и решения так или иначе влияют на то, что будет с вами завтра, через неделю или в следующем году, поэтому точно прогнозировать что-либо почти невозможно. Лидер должен это учитывать, наблюдать за ситуацией в настоящем и конструировать разные варианты развития событий, чтобы добиться успеха сегодня и завтра.

Например, выход на рынок нового конкурента может резко изменить вашу стратегию, хотя ещё вчера казалось, что это невозможно. Тренды могут повлиять на видение. Наконец, завтра к вашей команде присоединится уникум, благодаря которому вы добьётесь результатов в три раза быстрее. После того, как лидер шагнул в неизвестность, случиться может что угодно — надо всегда быть готовым проявить гибкость.
6 этап: управление собой
Как бы вы здорово не мотивировали команду и не прокладывали путь к цели, помните, что всё начинается с вас, потому что лидер — вы. Команда смотрит на вас и берёт пример, даже если не подаёт вида. Именно вы принимаете ключевые решения. Вы должны немножко думать за всех сразу.

Именно поэтому не стоит забывать о развитии и познании себя. Вкладывайтесь в здоровье, психическое и физическое, учитесь новому, растите. Будьте примером!
HBR. Коллектив авторов, Брук Мэнвилл, Рон Ашкеназ «Настольная книга лидера: Как управлять собой, вдохновлять команду и вывести компанию на новый уровень"

Это не очередной модный фреймворк или список вроде «10 лучших вещей, которые вам нужны, чтобы стать лидером». Только практики лидерства, проверенные временем. Как создавать видение и вдохновлять других следовать ему. Как делать сложные стратегические выборы. Как создавать инновации. Как получать результаты. Сегодня эти фундаментальные навыки становятся еще более важными, поскольку организации и команды становятся все более взаимосвязанными, виртуальными, гибкими и быстро развивающимися.

В этом всеобъемлющем руководстве специалисты по стратегиям и изменениям, Рон Ашкенас и Брук Мэнвилл, делятся концепциями лидерства Harvard Business Review, прошедшими проверку на практике. Интервью с руководителями высшего звена и их личный опыт в этой области, поможет молодым лидерам выделиться и получить большое влияние.

Стали лидером? Ура! Но не делайте всё сами
Дэниэл Пинк приводит слова Доминика Бартона, глобального партнёра компании «McKinsey»:

«…руководители чинят железнодорожные пути, а лидеры перекладывают их, изменяют границы и переопределяют направления». Пинк Дэниел «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует»

Действительно, лидер — тот, кто серьёзно влияет как на команду, так и на мир в целом. Всегда думает на 10 шагов вперёд и остаётся начеку. Прямо какой-то Супермен, не так ли?
  • Делегировать задачи не так просто, как кажется, особенно гиперответственным людям
    Когда вы лидер, а ещё и основатель проекта или, например, группы, велик соблазн делать всё самому. Ведь всё это зародилось в вашей голове, и вам точно виднее, как лучше! Постоянная занятость создает определенное ощущение психологического комфорта, но также и ложное ощущение того, что вы всегда где-то нужны, — и в результате у вас остается слишком мало времени на лидерство как таковое. К тому же, страдает мозг и остальное тело.
  • Делитесь задачами с людьми
    Во-первых, вы разгрузитесь и сможете подумать о развитии, видении, стратегии. Во-вторых, вы продемонстрируете команде, что доверяете ей — а это одно из проявлений «Мотивации 3.0». Кроме того, чем больше людей вовлечено в процесс, тем выше вероятность найти оригинальное решение, ведь у каждого свой бэкграунд и взгляд на мир.
В общем, одна голова — хорошо, две — лучше! Особенно если у этих голов есть лидер, за которым интересно и нестрашно идти.