В смысле, о себе? Я же рассказываю у доски о римских завоеваниях I в. до н.э. Меня там не было!
Формально вы говорите о чём-то другом, конечно. Но прислушайтесь к формулировкам: «я нашёл», «я думаю», «сегодня я хочу рассказать о…». И к своему внутреннему голосу. Зачем мне вообще рассказывать у доски про римлян? Конечно, чтобы получить хорошую оценку, и чтобы учительница отстала. Вы выступаете для того, чтобы закрыть собственные потребности. При этом перед вами сидят десятки людей, которым очень скучно и нервно, ведь каждый из них тоже думает только об оценке.
Тренер и специалист по общению Джей Салливан в книге «Проще говоря» замечает, что когда мы общаемся с людьми, непременно говорим об одном из трёх:
Вы можете повысить шансы того, что ничего не расплескается, если ваше сообщение будет:
Постоянно спрашивайте себя: смогут ли люди в зале передать потом мою мысль тем, кто не смог прийти? Если сомневаетесь — делайте чётче, короче, проще и более «в тему» для людей.
Например:
Ещё Аристотель в своей «Риторике» описал принцип любого школьного или корпоративного доклада: